| ЗАВИСТЬ И ЗЛОСТЬ ПРИВОДЯТ К БОЛЕЗНИ
Статья из "Врачебной газеты".
Автор - Борис НИСЕНЗОН, член правления медицинского общества “Collega”, президент клуба “Активное долголетие” при ассоциации 55+, Сан-Франциско, США
Как ржавчина съедает железо,
так завистников –
их собственный нрав.
Антисфен
Всякая злоба есть
результат слабости.
Ж.Ж. Руссо
Не только альтруизм и стремление служить человечеству руководят людьми. Люди не делятся на врачей, инженеров, ученых, уборщиц и прочих. Они бывают порядочными или непорядочными, благородными или завистливыми, добрыми или злыми, честными или нечестными, достойными или недостойными. Из всех человеческих грехов зависть и злость являются самыми тяжелыми.
Толковый словарь “Ларусс” разъясняет, что низменная зависть – это “чувство грусти, раздражение, которое охватывает нас против человека, обладающего чем-то таким, чего нет у нас”. Зависть – это удел неудачников, жалких людей, обделенных природой. Ведь недаром говорят “чахнет от зависти”. Зависть направлена на обладание, и всегда заставляет страдать того, кто ею одержим по причине недоступности всего, чем пользуются другие. Завистникам необходимо представлять других в скверном свете. Насколько зависть является разрушительным чувством, порождающим насилие, свидетельствует библейская притча об убийстве Каином своего родного брата Авеля из зависти.
Нереальность исполнения желаний может заставить человека завидовать, подчас из нестоящих того пустяков, но чаще из невозможности достижения того общественного признания, которого достигли другие в силу своего таланта, труда или богатства. При этом достоинства самого завистника могут быть настолько малы, даже ничтожны, а недостатки настолько велики, что собственное удовлетворение этот человек может испытать только путем унижения другого. Человек, который постоянно сравнивает себя с другими, обречен быть несчастливым хотя бы в том, что удачу других воспринимает не иначе как собственную неудачу. И тогда у него возникает стремление принизить другого. Это проще, чем поднять себя. У охваченного завистью человека возникает желание любой ценой доказать обществу свое большее значение, чем есть на самом деле, чем значение человека, к которому вспыхнуло это разрушительное чувство. И, не имея возможности конкурировать, достичь более высокого результата, завистник принимается за поиски сомнительных доказательств, порочащих предмет зависти в глазах общества. Доказывая неполноценность или несостоятельность других, завистник как бы поднимает свою значимость.
У завистливых людей успехи и достижения других всегда вызывают страх и почти рефлекторное стремление защищаться, используя самые недостойные приемы и способы, воздействуя на самые низшие струны человеческого сознания. Как часто в жизни приходится слышать этот завистливый визг и скрежет зубов. Как часто мы наблюдаем, как вокруг одаренного, талантливого человека образуется кольцо завистников, дружно пытающихся смять, затоптать, опорочить, принизить смотрящего в будущее. С тем, чтобы выпятить свое убогое настоящее, сохранить иллюзию своей собственной значимости.
Зависть – страшный людской порок. За максимализмом в требованиях к другим, но не к себе, всегда стоят нравственная и психологическая ущербность, профессиональная и личная несостоятельность, стремление к компенсации собственной внутренней пустоты, незанятости и природной обделенности. Когда о других думаешь плохо, то собственное ничтожество не так обидно. Принижая других, в своих глазах становишься выше, значительнее. И это, к сожалению, не обходит и творческих людей. Пушкин говорил, что творческие люди делятся на Моцартов и Сальери. А какой же “сальеризм” без зависти?
Зависть, терзающая человека, порождает страдания и болезни.
Великое искусство общения с людьми начинается с умения видеть в людях достоинство. Стоя на мраморных ступенях Академии, Платон беседовал с учениками. Указывая на проходившего мимо горожанина, он спросил своих учеников: “Что вы можете сказать о нем?” Первый ученик ответил: “Я не могу сказать о нем ничего хорошего, я не знаю его”, а второй ученик ответил: “Я не могу сказать о нем ничего плохого, я не знаю его”. Первого ученика в последствии Платон изгнал из Академии, а из второго воспитал Аристотеля.
В людях, с которыми сталкивает судьба, нужно пытаться находить хорошие качества, которые есть у всех.
Уважительное отношение к ближнему – это не наша заслуга или право, а наша обязанность. Исполняя эту обязанность, мы не утверждаем свое превосходство над другими людьми, а лишь проявляем свою человеческую сущность. Кто не уважает достоинства других людей, тот сам не достоин уважения.
Все люди приходят в этот мир, чтобы выполнить свое предназначение, пройти свой жизненный путь, преодолеть свои испытания, реализовать свои природные способности. И потому они у всех нас такие разные, поскольку мы сами все разные. Каждый человек – это индивидуальность, неповторимость. Каждый человек имеет свои, присущие только ему одному способности. Признавая это, мы приходим к выводу о том, что у нас нет оснований завидовать друг другу, враждовать. Приходя в этот мир каждый со своей миссией, мы как бы дополняем друг друга. И, видимо, правильно замечено, что собственные недостатки победить легче, если с ними бороться с такой же энергией, как с чужими достоинствами. Но в мире пылают костры человеческих амбиций, в пламени которых сжигается изрядная часть интеллектуального, творческого, созидательного продукта человеческой деятельности. Уберечься от этого пламени можно единственным способом – делать каждому свое дело, не обращая внимания на уколы, косые взгляды, мелочные обиды, научившись любить других и дружить. Нужно, проходя свой жизненный путь, каждому сажать свою виноградную косточку и прививать свою лозу, “… а иначе зачем на земле этой вечной живу”.
Человек, в отличие от животных, имеет понятия о добре и зле и обладает свободой выбора между ними. Творить зло значительно проще и легче, чем совершать добрые деяния. И человек должен учиться творить добро путем самовоспитания и самодисциплины. Это требует определенных усилий, которых не требуется для зла. Есть люди, которые, думая о пчелах, считают, что они жалят, а уже потом – что они приносят мед. Но значительно больше людей думают иначе, и потому есть основания утверждать, что в природе человеческой добро и дружелюбие значительно преобладают над враждебностью и злом. Однако, есть люди, в которых зло проявляется по отношению ко всему их окружающему, к тем людям, с которыми они в жизни даже никогда не встречались. И это зло может достигать беспредельных размеров. Как правило, это люди, убежденные в том, что в злости есть проявление силы. На самом же деле это признак прямо противоположных качеств – слабости, страха и отчаяния. Только сильные люди могут быть добрыми, мягкими и великодушными.
Зло имеет сходство с бумерангом. Оно, подобно этому удивительному метательному оружию, имеет свойство возвращаться к бросившему его. Зло имеет свойство накапливаться в человеке, являясь причиной развития различных патологических состояний и заболеваний, в том числе и заболеваний сердца. И об этом каждый должен знать, чтобы уберечь себя от разрушительного воздействия. Масштабы проблемы становятся ясными из результатов специально проведенных исследований, которые свидетельствуют, что 20 процентов американцев живут в состоянии внутреннего раздражения и критического отношения к окружающим. Постоянные злость, недовольство и раздражение являются причиной возникновения заболеваний. Известно, что эмоции являются проявлением происходящих в организме биохимических изменений. Дисгармония в межличностных отношениях отражает внутреннюю дисгармонию. Все взаимосвязано.
Исследования, проведенные в университетах Durham и Kolumbus показали, что в возникновении сердечных недугов большую роль играет агрессивность, “озлобленная враждебность”. Медики находят прямую связь между хронической озлобленностью и развитием атеросклероза. Когда человек злится, отмечается повышение холестерола, возрастает число сердечных сокращений до 200 ударов в минуту и более, повышается артериальное давление и свертываемость крови. Эти изменения способствуют возникновению инфаркта и инсульта. При этом выяснилось, что злость наносит вред здоровью гораздо больший, чем курение и ожирение.
Согласно исследованиям, проведенным в университете Дьюка, люди, не способные управлять своими эмоциями, утихомирить свою злость, имеют на 60 процентов больше шансов умереть в более раннем возрасте, чем те, кто склонен к компромиссам, к уважительному отношению к оппонентам. Исследователями установлено, что артерии людей с хронической озлобленностью, обильно омывающиеся гормонами стресса, в значительно большей степени подвержены патологическим изменениям, ведущим к развитию серьезных сердечно-сосудистых заболеваний.
Известный датский врач, профессор университетского госпиталя Оденсе Йорн Бекман, изучавший воздействие психологических факторов на иммунную систему, установил, что такие негативные отношения к окружающим, как злопамятность и неспособность прощать, нестабильность и агрессивность вдвое снижают сопротивляемость организма к сезонным болезням (простудные заболевания, грипп). Во время приступа злобы мышцы пилорического отдела желудка сильно сокращаются, происходят спастические сокращения кишечника, что проявляется острыми абдоминальными болями. При частой повторяемости этих явлений, вероятно, может развиваться желудочно-кишечная патология.
Никто не застрахован от возникающих в результате воздействия отрицательных эмоций патологических состояний и заболеваний. Иммунитет к этим факторам не формируется. В этой связи не лишним будет прислушаться к предостережению и призыву Ф.П. Гааза – великого русского немца: “Спешите делать добро”. Спешите потому, что жизнь человеческая очень коротка, и невозможно ни приостановить бег времени, ни вернуть минувших лет. Спешить нужно еще и потому, что вокруг накопилось очень много несправедливости, страха, ненависти, отчаяния, унижений и другого всяческого зла, которое отравляет жизнь, способствует возникновению заболеваний, сокращает человеческие жизни.
Не лишним будет вспомнить слова К. Циолковского: “Если все средства, которые люди тратят в борьбе друг против друга, они отдадут борьбе друг за друга, то победят не только болезни, но и саму смерть”. Мы все, а врачи в особенности, должны быть “адвокатами” человека. “Прокуроров” и без нас хватает.
Какое же это истинное наслаждение и удовольствие ощущать себя причастным к возникшей у человека радости, удачи, творческого успеха! И это не только альтруистическое чувство. Отдавая, неотвратимо получаешь сам. Постоянный “получатель” никогда не испытает радости, известной только дающему. Доброта, милосердие, сострадание, щедрость, служение другим дают нам возможность и силы пройти свой жизненный путь с достоинством и честью. А это и есть смысл и цель человеческой жизни. |
|