Главная
Здоровье
Советы
по дому
Кулинарные
советы
Компьютерные проблемы
Житейская психология

Интересные
цитаты

Харуки Мураками
Ошо
М.Литвак
Разные авторы
Мысли в рифму
Притчи
СТАТЬИ
Оглавления
журналов

ПРИТЧИ

Радости и несчастья крестьянина

На Аллаха надейся, но сначала привяжи верблюда

Древо исполнения желаний

Преимущество бесполезности

Хакуин и младенец

Философ, мистик и гроза

В поисках обители Бога

Старушка в автобусе

Чудесная чаша для подаяний

Врата ада и врата рая

Радости и несчастья крестьянина

   Эта история случилась в Китае во времена Лао-Цзы.
   В селении жил очень бедный старик, но даже монархи завидовали ему, потому что у старика был прекрасный белый конь. Цари предлагали за коня сказочную цену, но старик отвечал отказом.
   Однажды утром коня не оказалось в конюшне. Собралось все селение, люди сочувствовали:
  - Глупый старик! Уж мы-то знали, что однажды коня украдут. Лучше было продать его. Какое несчастье!
   Старик, смеясь, ответил:
 - Не торопитесь с выводами. Просто скажите, что коня нет в конюшне – это факт. Не знаю, несчастье это или благословение, да и кто знает, что последует дальше?
   Через пару недель конь вернулся. Он не был украден – просто вырвался на волю. И не просто вернулся – привел с собой дюжину диких кобылиц из леса.
   Сбежавшиеся соседи наперебой твердили:
 - Ты был прав, старик. Прости нас, нам неведомы пути Господни, но ты оказался более прозорлив. Это не несчастье, это благословение.
   Старик усмехнулся:
 - Снова вы заходите слишком далеко. Просто скажите, что конь вернулся. Никто не знает, что произойдет завтра.
   На этот раз люди уже не говорили много, но в душе каждый считал, что старик ошибается. Ведь пришло целых двенадцать кобылиц!
   Сын старика стал объезжать диких лошадей, и случилось так, что одна из них его сбросила. Юноша сломал обе ноги. Снова собрались люди и стали судачить. Они говорили:
 - Ты опять оказался прав! Это несчастье. Твой единственный сын сломал ноги, а ведь он твоя единственная опора на старости лет. Теперь ты беднее, чем был.
   Старик отвечал:
 - И опять вы пустились в рассуждения. Не заходите далеко. Скажите просто, что мой сын сломал себе ноги. Никто не знает, беда это или удача… Жизнь – лишь череда событий, и будущее не известно.
   Случилось так, что через несколько дней после этого страна вступила в войну, и все молодые мужчины были мобилизованы. Остался только сын старика, ставший калекой. Все стенали в ожидании жаркой битвы, сознавая, что большинство юношей никогда не вернутся домой. Люди пришли к старику, сетуя:
 - Ты опять прав, мудрый человек, - это было благословение. Хотя твой сын и изувечен, он все же с тобой. А наши сыновья ушли навсегда.
   Старик снова сказал:
 - Вы опять судите. Никто не знает! Скажите только, что ваших детей взяли в армию, а мой сын остался дома. Только Бог Единый знает, благодать это или несчастье.
   Не суди. Не считай случившееся благодатью или несчастьем. Не интерпретируй события своей жизни, и однажды ты осознаешь, что все прекрасно.

На Аллаха надейся, но сначала привяжи верблюда.

   Однажды Мастер путешествовал со своим учеником. Молодой человек должен был приглядывать за верблюдом. Ночью, сильно уставшие, прибыли они в караван сарай. Верблюда нужно было привязать; но ученик не стал утруждать себя работой – он просто оставил верблюда во дворе. Наскоро помолившись Аллаху и усердно попросив его позаботиться о верблюде, юноша заснул.
   Утром обнаружилось, что верблюд исчез – то ли его украли, то ли он сам убежал.
 - А где верблюд? – удивился Мастер.
   Ученик ответил:
 - Не знаю. Спроси у Аллаха. Я очень устал и попросил Его присмотреть за верблюдом. Я не в ответе за происшедшее, ведь я попросил Аллаха о верблюде, даже два раза! Ты же сам учишь, что следует полагаться на волю Аллаха, вот я и положился! Поэтому и не смотри на меня так сердито.
   Мастер сказал: - На Аллаха полагайся, но сначала привяжи верблюда – ведь у Аллаха нет иных рук, кроме пары твоих.

Древо исполнения желаний

   Один усталый странник случайно уснул под райским древом желаний. Проснувшись, он почувствовал голод и подумал: «Вот появилась бы сейчас скатерть-самобранка…»
   Он был так голоден, что даже не заметил, как появилась еда, - когда человеку хочется есть, он не склонен философствовать. Странник сразу же приступил к трапезе. Как только голод его был утолен, наш герой огляделся вокруг с удовлетворением.
   И у него возникла новая мысль: « Эх, если бы еще чего-нибудь выпить…» В раю не существует запретов – перед ним тут же появилось прекрасное вино.
   Расслабившись от приятной прохлады в тени дерева и попивая вино, странник стал размышлять: «Что происходит? Сон это или призраки играют со мной?»
   И сразу же набежали призраки – ужасные, пугающие. Человек задрожал, и у него промелькнула мысль: "Я уверен, они меня сейчас убьют! Эти люди пришли убить меня".
   И его убили.
    Это очень древняя притча, несущая в себе глубокий смысл. Твой ум – это древо желаний: о чем бы ты ни подумал, рано или поздно это исполнится. Иногда промежуток так велик, что ты забываешь, как когда-то желал того или иного, и не можешь вернуться к источнику. Но, глубже глянув в себя, ты поймешь, что именно мысли создают тебя и твою жизнь.

Преимущество бесполезности

   Лао-Цзы путешествовал вместе со своими учениками. Однажды они проходили по лесу, в котором сотни дровосеков валили деревья. Был вырублен весь лес, кроме одного огромного дерева с тысячами ветвей. Оно было такое большое, что десять тысяч человек легко укрылись в его тени.
   Лао-Цзы попросил учеников узнать, почему это дерево обходят стороной, когда уже вырублен весь лес. Ученики спросили, и дровосеки ответили:
 - Это дерево абсолютно бесполезное. Из него ничего нельзя сделать, на каждой ветке полно сучков – нет ни одной прямой ветки. Из него не выйдет ни столбов, ни мебели. Оно не годится даже на топливо, потому что его дым опасен для глаз. Это дерево совершенно бесполезно, поэтому мы и не срубили его.
  Ученики, вернувшись к Лао-Цзы, рассказали ему об услышанном. Мастер рассмеялся:
 - Будьте похожи на это дерево. Тогда никто не причинит вам вреда. Если вы полезны, вас срубят, и вы превратитесь в мебель. Если вы красивы, вас продадут на рынке, вы станете товаром. Будьте как это дерево – абсолютно бесполезны, тогда вы сможете вырасти огромными и могучими, и тысячи людей найдут приют в вашей тени.

Философ, мистик и гроза

 Однажды темной ночью двое людей заблудились в лесу, где было полно хищников. Один из путников был философом, другой – мистиком, один все подвергал сомнению, другой верил в судьбу. Неожиданно разразилась гроза.
 В тот момент, когда сверкнула молния, философ посмотрел на небо, мистик посмотрел на тропу. В момент вспышки путь, освещенный молнией, открылся мистику. Философ же, глядя на молнию, начал размышлять: «Что случилось?» - и сбился с пути.

Хакуин и младенец

В селении, где жил Хакуин, великий мастер дзэн, забеременела девушка. Отец потребовал сообщить имя соблазнителя, и та, надеясь избежать наказания, назвала Хакуина.
   Отец больше ни о чем не спрашивал, но, когда в назначенный срок ребенок родился, он сразу же отнес его Хакуину.
- Кажется, это твой сын, - произнес новоявленный дед, призывая на голову Мастера все несчастья мира.
 - Ах, так? – только и ответил Мастер и принял младенца на руки. С тех пор он не расставался с ребенком. В дождь и ветер бродил он от дома к дому, прося молока. Многие из учеников Хакуина, сочтя Мастера падшим, отвернулись от него и покинули. Хакуин же хранил молчание.
   Между тем мать все сильнее страдала от разлуки с младенцем. Она назвала имя настоящего отца ребенка, и тогда ее собственный отец снова пришел к Хакуину и пал перед ним ниц, моля о прощении. Хакуин только сказал:
 - Ах, так? – и отдал ребенка.
    Мудрый человек не зависит от мнения других. Он знает себя, поэтому ему все равно, что скажут другие. Даже если весь мир станет утверждать противоположное его собственному опыту, такой человек лишь рассмеется – таков будет его единственный ответ. Он ничего не предпримет, чтобы изменить мнение окружающих. Кто они такие? Они сами себя не знают, а его пытаются заклеймить. Мудрый человек отвергнет любое клеймо. Он просто скажет: «Я такой, как есть, таким я и останусь».

В поисках обители Бога

   У Рабиндраната Тагора есть красивая поэма о том, как он искал Бога многие тысячи жизней. Иногда вдалеке, рядом с какой-то звездой он замечал Его и бросался к нему. Но стоило приблизиться, как Бог оказывался уже на другой звезде. Поэт упорно продолжал свой поиск, и, о чудо! – однажды он действительно оказался перед дверью, на которой было начертано: «Здесь живет Бог».
   Можно понять огромную радость поэта; в экстазе, весь дрожа, он поднимается по ступеням. Уже собравшись постучать, он внезапно подумал: а если и вправду Бог откроет дверь – что тогда? Ведь тогда все кончится – его искания, путешествия, его философия, поэзия, все стремления его сердца – всему придет конец! Поиск закончится. Что делать дальше?
   Дрожа, теперь уже от страха, поэт снял обувь и спустился вниз по ступеням, не производя ни малейшего шума. И, едва ступив на землю, он помчался прочь без оглядки, еще быстрее, чем когда-то бегал за Богом.
   Поэма заканчивается так: «Я до сих пор ищу Бога. Я знаю, где находится Его обитель, поэтому ищу подальше от того места. Велик мой восторг, велика моя задача, поиск же позволяет мне существовать. Бог – это опасность, я буду уничтожен. Но теперь я не боюсь даже Бога, потому что знаю, где Он обитает. В глубине души я знаю, что ищу вовсе не Его; поиск мне нужен, чтобы питать мое эго».

Старушка в автобусе

   Однажды старушка путешествовала автобусом. Очень волнуясь, она то и дело спрашивала, какая это остановка.
   Сидевший рядом с ней попутчик посоветовал:
 - Успокойся, не стоит так волноваться. Остановки объявляются, но можно позвать кондуктора и сказать, где тебе нужно выходить. Он запомнит и предупредит тебя заблаговременно. А пока отдыхай!
   Подошедшему кондуктору старушка сказала:
- Пожалуйста, я боюсь проехать свою остановку. Мне необходимо обязательно добраться до места.
   Кондуктор ответил:
 - Не волнуйтесь. Я и так объявляю все остановки, но к вам подойду заранее и предупрежу. Где же вы хотите выйти?
   Волнуясь и дрожа от напряжения, женщина сказала:
- О, благодарю вас! Запомните – я должна выйти на конечной остановке!
    Итак, если остановка конечная, к чему волноваться? Как можно проехать мимо?

Чудесная чаша для подаяний

   Император, совершая утреннюю прогулку, повстречал нищего и спросил:
 - Что ты хотел бы получить?
   Нищий ответил:
 - Подумай дважды, прежде чем спрашивать!
   Никогда раньше император не встречал такого храбреца. Он много и успешно воевал, был самым могущественным из правителей, а тут какой-то нищий позволяет себе иронизировать: «ты так спрашиваешь, словно тебе по силам исполнить мое желание!»
 - Не беспокойся, это уж моя забота. Твое дело – назвать желание, и оно будет исполнено.
   Нищий сказал:
 - Мое желание очень простое. Видишь эту чашу для подаяний? Наполни ее. Все равно чем, но чаша должна быть наполнена. Ты можешь отказаться; но если будешь стоять на своем, то сильно рискуешь.
  Император рассмеялся. Какая-то чаша для подаяний… император позвал визиря и приказал наполнить чашу драгоценными камнями, дабы нищий знал, с кем имеет дело.
   Визирь положил драгоценности в чашу: но те исчезли. Чаша осталась пустой. Сбежались взбудораженные слухами придворные, ко дворцу стал стекаться простой люд. Престиж императора был поставлен под сомнение. Он сказал визирям:
 - Несите сюда все золото и серебро. Уж лучше я потеряю царство, чем окажусь побежденным каким-то нищим!
  Сыпались бриллианты, жемчуг, самоцветы, иператорские сокровищницы опустели. Все, что клали в чашу, немедленно исчезало, прекращало существование. И к вечеру стало двое нищих – один из них еще накануне был императором.
   Властитель молил:
 - Прежде чем я попрошу прощения за то, что не послушал твоего совета, скажи, из чего сделана твоя чаша? В чем ее секрет?
  Нищий усмехнулся:
Секрета нет: я обработал и отполировал ее как чашу, но на самом деле это человеческая голова. Что бы ты ни помещал в нее, все исчезнет.

Врата ада и врата рая

   Мастер дзэн Хакуин – один из редкостных цветов. Однажды к нему пришел самурай, великий полководец, с вопросом:
 - Есть ли ад? Если есть и ад, и рай, где их врата? Где я могу их найти? Как мне избежать ада и попасть в рай?
   Он был воином, а воины всегда просты, их ум не богат ни хитростью, ни расчетом. Они знают только две вещи: жизнь и смерть. Самурай пришел не за доктриной, он просто желал знать, где находятся врата – он хотел избежать ада и вступить в рай. И Хакуин ответил так, чтобы только воин смог понять. Хакуин спросил:
 - Кто ты?
 - Я самурай, - ответил гость. В Японии быть самураем очень почетно. Это значит быть отважным воином, готовым без колебаний отдать свою жизнь. Воин добавил: - Я предводитель самураев. Даже император оказывает мне почести.
   Хакуин, рассмеявшись, переспросил:
 - Ты самурай? Да ведь ты похож на нищего!
   Гордость воина была задета. Самурай забыл, зачем пришел. Выхватив меч, он едва не убил Хакуина.
   Мудрец, снова рассмеявшись, сказал: - Вот тебе и врата в ад. Этим мечом, этой злостью и самолюбием ты откроешь врата в ад.
   Это воин мог понять. И понял сразу. Он вложил меч в ножны. Тогда Хакуин сказал:
 - А вот так открываются врата в рай.
    Рай и ад внутри тебя. Обе двери внутри тебя.

РЕКЛАМА

 

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
2009 г.



Hosted by uCoz